Время работы:
пн-пт: 8:00 - 21:00 сб-вс: 9:00 - 21:00
+7 (495) 266-77-82 Алтуфьевское шоссе д.28 к.1

Исследование слуха

730 руб.

Виды субъективных методов исследования слуха

Исследование слуха — это измерение слуховых способностей человека. Существует два класса методов таких измерений — это субъективный (психоакустический) и объективный.

Субъективный метод  исследования слуха заключается в изучении реакции на звуковые раздражители, которую проявляет непосредственно испытуемый.

Читать полностью

Исследование слуха — это измерение слуховых способностей человека. Существует два класса методов таких измерений — это субъективный (психоакустический) и объективный.

Виды субъективных методов исследования слуха

Субъективный метод  исследования слуха заключается в изучении реакции на звуковые раздражители, которую проявляет непосредственно испытуемый.

  1. Безусловнорефлекторный метод обследования применяется для детей (младенческий и грудной возраст) и состоит в проверке безусловных реакций, которые возникают в ответ на звуковое раздражение. К таким реакциям относятся движения век, зрачков, глаз, конечностей, сосательные и глотательные движения, вздрагивание, повороты головы к источнику шума, гримасы, смена ритма дыхания или сердечных сокращений. Все вышеописанные реакции являются проявлением естественного защитного механизма любого человека, то есть безусловным рефлексом.

Безусловнорефлекторный метод принимает во внимание особенности слуховых функций, психического и физического развития ребенка исходя из его возрастных норм, и позволяет составить общее представление о слухе ребенка и наличии возможных нарушений. Минусами данного рода исследований является низкая степень точности результатов из-за индивидуальных особенностей поведенческой реакции, быстрое угасание рефлекса при многократном повторении сигнала и завышение звукового порога для появления рефлекторных реакций, отчего может появиться ложноположительный результат.

Виды субъективных методов исследования слуха

  1. Условнорефлекторный метод основан на выработке условных реакций, то есть предполагает какую-то ответную реакцию испытуемого (нажатия на кнопки, движения или повороты головы). Позволяют определить частотноспецифический порог слышимости на каждом ухе отдельно.

Условнорефлекторная аудиометрия назначается детям от 7 месяцев до 3 лет и проводится в форме игры с помощью акустического центра, на экранах которого показываются анимированные картинки. Это создает у ребенка условную реакцию на звук и заставляет поворачиваться к тому монитору, со стороны которого звук должен последовать (или нажимать на соответствующие кнопки — для детей старшего возраста). Процедура часто имеет неоднозначные результаты, поскольку не дает точного определения порога чувствительности, а поведение ребенка зависит от его психоэмоционального состояния.

Обследование слуха взрослых пациентов осуществляются с помощью аудиометрии — пороговой (исследует степень чувствительности к звукам на частоте от 125 до 10 000 Гц), надпороговой (оценивает возможность восприятия и распознавания сигналов разной силы — от  очень тихого до экстремально громкого) и речевой (позволяет получить сведения о способности распознавания испытуемым речи).

Комплекс методов с использованием камертона. Благодаря медицинскому камертону, с помощью ряда опытов становится возможным определить остроту слуха. Обследование воздушных проводимостей подразумевает размещение инструмента в непосредственной близости к уху на несколько секунд, затем отведение устройства в сторону (во избежание утомления или тоновой адаптации слуха). Изучение костно-тканевых проводимостей включают помещение инструмента на сосцевидный отросток, козелок, темя (опыты Вебера, Ринне, Бинга, Федеричи, Швабаха, Желле).

Субъективные методы исследований слуха достаточно достоверны, однако они не могут быть в полной мере эффективны в случаях исследований пациентов с умственной отсталостью, нервными или психическими нарушениями, эмоциональной неуравновешенностью или при симуляции глухоты. Кроме того, субъективные исследования в раннем возрасте дают приблизительную картину, и для подтверждения подозрений нужны иные средства диагностики.

Объективные способы исследования

Объективный способ исследования, заключается в аппаратном фиксировании электрического и звукового сигнала, возникающего в разных  отделах слуховой системы в качестве реакции на действие звукового стимула. Самые употребительные способы диагностики —  импедансометрия, методы слуховых потенциалов и отоакустические эмиссии (ОАЭ).

Виды субъективных методов исследования слуха

  1. ОАЭ — регистрирование задержанных отоакустических эмиссий. Метод заключается в подаче звуков, которые доходят до улиточного органа, и тот, в свою очередь, начинает колебаться в ответ, что и фиксируется высокочувствительным микрофоном. Если эмиссия (ответные колебания) не регистрируется, то у пациента диагностируют тугоухость.
  2. Импедансометрия — комплекс методов, предназначенный для установления кондуктивной патологии (к которым относятся отит, пробки, атрезия, перфорация перепонок и другое). Наиболее употребительными способами являются два:
  • тимпанометрия изучает акустические способности проводимости и подвижность барабанной перепонки в ответ на воздушное давление в ушном проходе. Для проведения процедуры в ухо вставляется особый наушник, подающий определенный звук и поток воздуха, затем давление изменяется, а отражаемый от перепонки звук фиксируется.
  • акустическая рефлексометрия исследует рефлекторное сокращение стременной мышцы, передающееся слуховой косточке и барабанной перепонке. Рефлекторные сокращения являются реакцией на звук, уровень которого варьируется. Минимальный уровень, вызывающий реакцию, считается порогом акустического рефлекса. По сути, это противодействующая реакция нервной системы на сильный звук, что является защитным механизмом улиткового органа. Отсутствие реакции является поводом для подозрения кондуктивных патологий.
  1. Метод слуховых вызванных потенциалов (СВП) заключается в воздействии звуковыми сигналами, рождающем ответную реакцию в виде электрической активности в отделах слухового анализатора. Исходя из скорости формирования активности, различают коротколатентные, среднелатентные, длиннолатентные вызванные потенциалы, которые регистрируются с помощью компьютерной аудиометрии и потенциалы улиточного органа, измеряемые с помощью электрокохлеографии.

Все вышеописанные способы применяются в сочетании с другими для проверки слуховых способностей и точной диагностики патологий у пациентов любого возраста.

Записаться на прием

Нажимая на кнопку, я принимаю
соглашение на обработку персональных данных.

Врачи